4 ошибки психологической поддержки, которые мы совершаем | статьи на knowcar

Люди делятся своими проблемами с целью быть принятыми. В нашем с вами обществе. Причем неважно выставляют ли они свою историю на обозрение незнакомцам в каком-нибудь сообществе или звонят в два часа ночи близким.

Только вот получают желаемую поддержку единицы. Не все умеют поддерживать нормально. Обвинять и оскорблять: «Да ты сама виновата!», «Ишь чего захотела! Не ты первая, не ты последняя!», «Вообще голова не варит, что ль?», «Почему вы требуете к себе такого внимания?» – это да. Это проще простого.

И даже те, кто старается помочь, также говорят ошибочные вещи. Например: «Все будет хорошо», «Не расстраивайся», «Это не конец света», «Я же говорила! Я же предупреждала!». Все это не является помощью!

Когда человек находится в огромном стрессе, когда не может собраться с мыслями, не знает, как поступить, меньше всего он хочет услышать что-то подобное. Эти банальные фразы, которые не несут в себе никакой пользы, непрошеные советы, дежурные соболезнования… Что уж говорить об обвинениях и оскорблениях… Все это вызывает только раздражение, ощущение тотального одиночества и отсутствие понимания.

Человеку повезло, если он знает, к какому специалисту обратиться за поддержкой, или у него на примете есть друг, который действительно умеет поддерживать.

А если таких людей нет рядом? Мы сами можем стать ими. Я перечислю вам ряд бесполезных попыток психологической поддержки и покажу оптимальные способы поведения.

Ошибка: пустые обещания

Например, у вашей подруги что-то случилось и вам автоматически захотелось ей сказать: «Не переживай», «Все будет хорошо», «Все наладится».

Все это пустые обещания. Вы не можете знать, что ждет девушку в будущем, потому что вы не экстрасенс. Плюс такими словами вы еще раз подчеркиваете, что сейчас все очень плохо, а лишь потом все будет хорошо.

Как себя вести?

В данном случае лучше просто молчать, находиться рядом. Если подруга позволяет, держать ее за руку или обнимать. Вы удивитесь, но это один из самых лучших и простых способов поддержки – молчание, принятие, дружеские объятия и простые слова сочувствия: «Мне очень жаль», «Я тебя понимаю», «Я тебе сочувствую».

Ошибка: запрещение эмоций

Фразы «Не плачь», «Не переживай», «Успокойся», «Возьми себя в руки» являются ошибочными, поскольку мы запрещаем страдающему чувствовать и испытывать то, что ему по природе в данной ситуации нужно чувствовать и испытывать.

Я уже неоднократно говорила о том, что подавляемые эмоции разрушительны. Они начинают действовать на организм изнутри и выходят в виде психосоматических заболеваний. Отсюда мы видим болезни, которые отравляют жизнь. Любой человек (взрослый или ребенок) имеет право горевать, плакать, злиться, обижаться или реагировать как-то еще, когда он находится в стрессовой ситуации. Поэтому бессмысленно заставлять человека быть взрослым, умным и сильным в этот момент. Сейчас страдающему требуется быть самим собой, снять маски всех социальных ролей.

Как себя вести?

Если вы действительно хотите помочь человеку, а не просто отвязаться от него, помогите проявить эти эмоции, не подавляйте их. Дайте близкому возможность рассказать о своих переживаниях, пусть выплачется, погорюет, пообижается всласть. Вы заметите, эмоции сразу пойдут на спад. Это как плачущего ребенка обнять и смотреть, как он успокаивается.

Кстати, как при этом психологически обезопасить себя и как не стать «вечной жилеткой», я расскажу в ближайшем выпуске.

Ошибка: обесценивание и газлайтинг

«Он не стоит твоих слез», «Это не конец света», «Ничего же не случилось», «Ты это все придумала», «Тебе показалось», «Я бы на твоем месте не переживал» – данные фразы говорят о том, что человек не анализирует чувства другого, не понимает, на чем основаны его переживания и прочее. Все это не означает, что этих переживаний нет и близкий не страдает.

Самое неприятное здесь то, что обесценивание причиняет настоящий вред. Человек не избавляется от мучающих его переживаний, и к ним добавляются новые. Страдающий чувствует, что он для вас не важен, чувствует себя непринятым, непонятым, перестает вам доверять. Вам это надо? Сомневаюсь.

Как себя вести?

Отказаться от обесценивания. Если вам непонятно, почему человек так переживает попросите его рассказать о своих чувствах, если, конечно, он захочет. Если не захочет, не настаивайте, а тихо посидите рядом.

Ошибка: бесполезные советы

Часто нам кажется, что, если человек жалуется на жизнь, он хочет получить совет. Это отнюдь не так. Собеседник рассказывает о сокровенном, в первую очередь чтобы выговориться, во вторую очередь чтобы быть принятым обществом. Проговаривание помогает снизить эмоциональное напряжение, а моральная поддержка помогает понять, что он, как и прежде, в стае.

Не получил моральной поддержки, зато «одарили» непрошеными советами? Вот и результат – ненужное напряжение между людьми.

Как себя вести?

Говорить слова поддержки, не одаривать советами, если их не просят.

А если совет просят? Выразить свое мнение в формате: «В данной ситуации я бы поступила так-то». Можно описать свои эмоции, можно рассказать похожую историю. В конце обязательно сказать, что ответственность за принятие того или иного решения лежит только на самом спрашивающем.

Источник: sunmag.me

Добавить комментарий